Даты: 27.02, 6.03
Если говорить об звуковом образе Петербурга, можно фантазировать , что парадные фасады Петербурга легко сливаются со струнной Серенадой Чайковского, а задворки – с романсами Даргомыжского. Возможно, что самая петербургская музыка – это «Картинки с выставки» Мусоргского, где нет Петербурга, но есть Киев и Париж, о которых он грезит. Петербург всегда в мечтах о путешествии, он всегда в диалоге со всем – от египетских Сфинксов до римских катакомб.
Есть и еще один аспект: музыка города – это музыка, которая звучит в городе. В этом смысле Петербург/Ленинград представляет особый интерес как метрополия итальянской оперы, локация штраусомании, а затем вагнеризма в острой форме, и, наконец, в 1930-е, островок запретной в австро-немецком мире музыки Малера.
Музыкальный портрет города – это и его персонажи. Мравинский и Соколов. Каравайчук и Курехин. Гребенщиков и Шевчук.
Но, может быть, образец петербуржского – это сверхавангардный «Нос Шостаковича»? Впрочем, «Поручик Киже» Прокофьева может соперничать с оперой Шостаковича по точности воссоздания неповторимой петербургской атмосферы: с колоссальным акустическим простором, непременной побудкой, «Стонет сизый голубочек», флейтовым маршем и сырым ветром с залива. Да, а как же «Пиковая дама» и «Петрушка»?
Петербургский музыкальный текст, надо признать, весьма богат, но ключевые его креаторы – Стравинский и Шостакович – покидают город: один, чтобы грезить о нем.
Мы будем говорить, конечно, прежде всего о тех музыкантах, которые сформировали звуковой ландшафт нашего города в нашем веке. Это Леонид Десятников, Юрий Красавин, Анатолий Королев. Сегодняшние петербургские авторы, о которых пойдет речь, как правило, гораздо известнее на Урале, их оперы и балеты идут в Москве и в Милане… Но не у нас. Это еще одна особенность петербургской идентичности: глубокий, искренний, неискоренимый провинциализм, воцарившийся в областном Ленинграде после блокады, «борьбы с космополитами», «Ленинградского дела», оперного партийного постановления.
Петербург – это история утрат.
Это постоянное возвращение к пройденному, столь же сладостно прекрасное, сколь и бесконечно унылое, легко представить себе, погружаясь в сотый раз в музыку Андрея Петрова из фильма «Осенний марафон». Какая петербургская музыка…
Так что же, получается, все же есть петербургская идентичность? Что бы это ни означало.
- Петербург: звуковая среда, музыкальный ландшафт и звуковой образ. История обретений и утрат.
- Персонажи. Наши классики и наши современники.